Проект "Метеостанция в детском саду"

Проект "Метеостанция в детском саду"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  городского округа Перевозский  Нижегородской области  "Детский сад "Колокольчик"

ПРОЕКТ

«Метеостанция в детском саду»

                                                                          Выполнила: Веселова И.К.

                                                                                 воспитатель старшей

                                                                               разновозрастной группы

Природа является источником добра,

ее красота влияет на человека только тогда,

когда юное сердце облагораживается

высшей человеческой красотой - добром,

правдой, человечностью, сочувствием,

непримиримостью к злу.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

В нашем ДОУ возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы.        Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды, и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и самделать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед. Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

       Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения  метеорологическую станцию.

Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности; будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить с профессией метеоролога;
  • формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира (накапливание знаний народных примет о погоде); 
  • познакомить детей с приборами: термометром, флюгером, дождемером,барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов.

Вид проекта: информационно-экспериментально- исследовательский.

По числу участников проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (Сентябрь 2019г. – май 2020г.).

Формы организации детей

- Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку;

- Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу поселка;

- Экскурсии на метеостанцию;

- Организованная образовательная деятельность в уголках природы;

- Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.

Методы работы :

  1. Беседы
  2. Наблюдения в природе
  3. Книга народных примет
  4. Опыты-эксперименты
  5. Чтение художественной литературы
  6. Дидактические игры
  7. Сюжетно-ролевые игры
  8. Слушанье музыки
  9. Работа с родителями

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап: анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект; сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта; была изучена литература по созданию метеоплощадки на участке детского сада; мониторинг уровня знаний детей на тему погодных условий и заинтересованности их в более углубленном изучении; выдвижение гипотезы проективной деятельности по теме; разработка проектной деятельности.

2. Основной этап:  проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Работа на метеостанции (улица)

Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

  • наблюдают за небом и облачностью
  • с помощью флюгера определяют стороны света и направление ветра
  • измеряют количество осадков с помощью дождемера или снегомера
  • определяют температуру воздуха с помощью термометра

Работа с Дневником наблюдений (группа)

- дети заносят данные в Дневник наблюдений за погодой

- закрепление знаний о метеоприборах;

- выработать навыки использования приборов метеостанции  (ежедневная работа на метеостанции);

3. Заключительный этап: подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Предполагаемые результаты:

  • развить умение работать с приборами,
  • иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков;
  • знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
  • умение заносить данные о погоде в журнал;

 • иметь представление о круговороте воды в природе, видах осадков;

  • знать состояние воды в природе с изменением температуры.

Содержание проекта:

     Большинство современных детей редко общается с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектамиближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.   Ведь в процессе детского исследования ребенок получаете конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

     В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно – образное мышление. В младшем школьном возрасте совершаетсяпереход от наглядно–образного к словесно–логическому, понятийномумышлению.

     Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, котораяявляется   интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, втом числе наблюдения за погодой.Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. В возрасте 5-6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще – не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы(например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить  погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - всё это важно для общего развития ребёнка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы оборудовали на своём участке  метеостанцию. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов к наблюдениям на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Метеостанция расположена в доступном для детей месте. Специальное оборудование размещается компактно, что позволяет детям самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов в зависимости от времени года. Наблюдения на метеостанции проводят ежедневно в определенное время.

В нашем детском саду метеостанция оборудована такими приборами как:

- термометр - прибор для изменения температуры воздуха;

- флюгер - прибор для определения направления и силы ветра;

- дождемер - прибор для измерения количества осадков;

- ветряной рукав - прибор для измерения силы ветра;

- солнечные часы – прибор для определения времени;

- стенд для ловли облаков – определение видов облаков;

- стенд для опытов (Приложение 1).

       Наблюдая за погодой, дети учатся  выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети  наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо,разнообразно, чтобы активность детей и интерес к наблюдениям возрастал. (Приложение 2).

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Работа с детьми

Образовательная деятельность

Формирование представлений о погоде и ее признаках, познакомить с профессией метеоролога.            

Воспитывать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.

Народные приметы, пословицы, поговорки и загадки о природе.

Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты. 

Опыты - эксперименты с водой, воздухом.

Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность.

Воспитывать любовь к природе. 

Формировать представления о погодных изменениях в природе.

Чтение художественной литературы

Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

Систематизировать и углублять представления детей о погоде, о приметах.

Работа с родителями

Создание родителями книги «Народные приметы о погоде».

Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Результаты проекта.

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.

   Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогутдетям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность,самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За времяреализации проекта у детей предполагается повышение уровня развитияпознавательной сферы, улучшение практических навыков пользованияметеорологическими приборами и навыков фиксации результатовнаблюдений.

   В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценныйопыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для другихлюдей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Список использованной литературы

  1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

  1. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

  1. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

№6. – с.54-57

  1. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб.:

Детство – пресс, 2003.