Проект "Зимующие птицы нашей местности"

Проект "Зимующие птицы нашей местности"

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Детский сад «Колокольчик» п. Центральный»

 Проект «Зимующие птицынашей местности»

Выполнила: Веселова И.К.

воспитатель старшей

разновозрастной группы

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Участники: педагог, дети и родители воспитанников.

Возраст воспитанников: от 5 до 7 лет.

Проблема: Недостаточные представления детей о зимующих птицах, о правильном  корме и видах кормушек.

Введение

В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность:

Тема проекта «Зимующие птицы нашей местности» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Зимой пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.И мы  должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, о правильном корме, о создании условий для выживания птиц.

Цель:расширение и обогащение экологических знаний о зимующих птицах, их образе жизни, о правильном корме, видах кормушек и роли человека в жизни птиц.

Задачи:

-  Расширять кругозор детей о зимующих птицах нашей местности, о роли человека в жизни зимующих птиц.

-  Обобщать знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

-  Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

-  Расширять словарный запас воспитанников;

-  Формировать познавательные умения и навыки детей (наблюдение, экспериментирование)  в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

-  Повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, фотоальбома «Птицы нашего края»; проведение наблюдений и экскурсий.

-  Пополнять развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

-  Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Основные методы и формы реализации проекта

-  диагностирование экологического воспитания;

-  образовательная деятельность;

-  опытно-экспериментальная;

-  наблюдения и экскурсии;

-  игровая;

-  познавательно-исследовательская;

-  продуктивная;

-  работа с родителями

-  создание презентаций, слайд шоу.

-  оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

-  памятки,  консультации для родителей и педагогов ДОУ.

- выпуск экологической газеты, фотоальбома «Птицы нашего края»;

-  итоговое мероприятие «Праздник птиц».

Продукт проектной деятельности:

Буклеты; рисунки и поделки детей; фотовыставки; конкурс кормушек; картотека стихов, загадок; спортивное развлечение, праздник.

Обеспечение:

Методическое: парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», интернет ресурсы и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

-  экологическая тропа на территории детского сада;

-  наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, настольно-печатные и дидактические  игры,  слайды «Зимующие птицы»;

-  картотеки бесед, дидактических, сюжетно-ролевых  и  подвижных игр, опытов;

-  конспекты ООД, сценарии экологических праздников и развлечений;

-  подборка художественной литературы “ Детям о природе ” (рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки экологической тематики);

-  библиотека книг экологического содержания в группе «ЭкоКнига»;

-  ширма и декорации,  маски животных, птиц, растений;

-  фотоаппарат, проектор, экран, ноутбук.

Информационное обслуживание проекта:

-  выступление на педсовете;

-  родительские собрания и консультации;

-  выпуск фотоотчетов.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (1 неделя).

  Проведение начальной диагностикидетей о зимующих птицах нашей местности, чем можно кормить птиц и какие бывают кормушки.

Проведя диагностическую беседу о зимующих птицах нашей местности, чем можно кормить птиц и какие бывают кормушки, предложив детям демонстрационный материал (видеоролик о зимующих птиц, о корме, какой можно давать птицам, а какой не следует. Какие кормушки можно сделать для птиц), удалось установить, что из 14 опрошенных воспитанников меньше половины группы (5 детей) узнавали и называли правильно почти всех предъявленных птица, и 10 воспитанников отвечали чем можно кормить птиц, но почти никто не знал какой корм можно давать, а какой нет. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Анализ результатов  начальной диагностики, подтвердил необходимость целенаправленной работы по  повышению уровня знания детей о зимующих птицах нашей местности, чем можно кормить птиц и какие бывают кормушки.

-  Привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

-  обсуждение темы проекта, задач с детьми и их родителями;

-  разработка плана работы с детьми и родителями;

Родители отнеслись с пониманием к просьбе, и предоставили интересную и познавательную информацию. Был проведен конкурс кормушек.  Ребята вместе с родителями смастерили кормушки из разных материалов: пластиковых бутылок, пакетов из-под сока, фанеры. Некоторые кормушки были придуманы так, что корм в них сам ссыпался по мере убывания. Также родители изготовили альбом с фотографиями птиц зимующих в нашей местности, в котором были не только фотографии птиц, но и информация о них. Родители охотно выполняли домашнее задание совместно с ребенком:

1.Смастерить и повесить кормушку около дома

2.Кормить каждый день птиц разным кормом и вести наблюдение за ними;

3.Сфотографировать птиц на кормушке, принести фото в детский сад.

ü  накопление методических материалов по данной теме: подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала, игрушек, атрибутов для игровой деятельности, для творческого труда.

2 этап – основной (2-3 неделя).

 Внедрение в образовательную деятельность эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, правильном корме и видах кормушек, решение задач проекта, проведение запланированных мероприятий.

Взаимодействие с детьми.

Социально-коммуникативное развитие:

Беседы:

«Что ты знаешь о зимующих птицах»,

«Трудно птицам зимовать»,

«Птицы – наши друзья!».

Рассказы:

«Завтрак» по Г.Карпене., «Зимующие птицы» по Г.Скребицкому., «Помогите птицам!»., «Подкормка и охрана зимующих птиц» по В.Бианки и В.строкову.

Игровая и театрализованная деятельность

 Дидактические игры:

«Один - много», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Что едят птицы». Н/и «Разрезные картинки», Лото. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».

Подвижные игры:

 «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Художественно-эстетическое:

 Рисование «Снегири».

Цель: учить передавать внешний вид снегирей.

Лепка «Учимся лепить птиц»:

Цель: учить создавать образ птицы из пластилина и природного материала.

Музыка. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц», «Праздник птиц»

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко». Сухомлинского «О чём плачет синичка».  Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, просмотр видеороликов.

Познавательное:

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

ФЭМП

Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

  Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах»,

«Пользу или вред приносят птицы?», 

«Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

 Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение.

Наблюдение за птицами проводили на прогулке по экологической тропе.

 Развесив кормушки разного вида и насыпав в них разный корм, мы вели ежедневное наблюдение за птицами. Ребята приносили угощения для птиц из дома, а в группе после завтрака собирали крошки хлеба в отдельную коробочку. Выходя на прогулку все угощения, выкладывали в кормушки.

В первые дни только несколько птиц покружились у кормушки, и отважились поесть корма.

Спустя несколько дней птицы с большей охотой подлетали к кормушке пообедать. Потом  птицы привыкли к присутствию детей на площадке. Они уже выучили время, когда дети приносят корм  и не боялись подлетать к кормушкам. Дети учились различать и называть зимующих птиц.

Выясняли причину отлёта птиц (пищи стало меньше или не нравится корм);

Каких птиц прилетает больше к кормушкам?

К какой именно кормушке прилетает больше птиц?

Улетели к другой кормушке, потому что она удобнее для клёва и т.д.

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

Больше всего прилетают к корму синички, воробьи.

 Реже галки, вороны, снегири, дятлы, голуби.

 Что больше всего птицы садятся на удобную им кормушку. Из корма они больше всего любят хлебные крошки, пшено, семена подсолнечника,сало. Выяснилось, что ржаной хлеб, соленое сало и жаленые семечки птицам давать нельзя. Они приносят вред птицам.

В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы. Сытой птице мороз не страшен.

Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Пополнилась развивающая среда группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

– внесли в уголок книг подборку литературы о птицах.

–заучивали стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

- изготовили альбом: «Зимующие птицы».

- оформили картотеки загадок, стихов о птицах.

- вели дневник наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Взаимодействие с родителями

Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».

Выполнение домашнего задания совместно с ребенком:

3 этап – заключительный (4 неделя)

-  Проведение итоговой диагностики воспитанников.

-  подведение итога конкурса среди семей «Лучшая кормушка для птиц»;

-  вручение памятных дипломов;

-  оформление фотоальбома «Птицы нашего края»;

-  проведение итогового мероприятия «Праздник птиц»;

- оформление результата проекта в виде презентации.

Результаты реализации проекта.

Анализ результатов итоговой диагностики  детей подтвердил результативность проведённого проекта  «Зимующие птицы нашей местности» В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты: дети знают и называют большое количество зимующих птиц; в каком корме больше всего нуждаются птицы; какие кормушки удобны для птиц.

Расширен:

-  словарный запас воспитанников;

- кругозор детей о зимующих птицах нашей местности, о роли человека в жизни зимующих птиц.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки

Повысился уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: были изготовлены кормушки, фотоальбома «Птицы нашего края»; проводились наблюдения и экскурсии. Появился интерес к образовательному процессу и к участию в жизни группы.

Пополнилась развивающая среда группы материалами и оборудованием по теме проекта.

У участников проекта появилось желание помогать птицам в трудное для них время.

Проект  позволил  каждому ребенку быть  субъектом и активным участником во всех видах деятельности.